Зимнее солнцестояние

Автор: · Рубрика Китай, Новости · Пока нет комментариев

Зимнее солнцестояние это самый короткий день в году. Уже начиная со времен неолита люди выделяли этот день.  Считается, что это подтверждают археологические памятники, например, такие как Стоунхендж. Обычно в северном полушарии зимнее солнцестояние 21 или 22 декабря.

В России, например, в этот день отмечали Солнцеворот или Карачун – момент поворота солнца на прибыль. «Солнцеворот издавна отмечался и лежит в основе многих религиозных праздников, в том числе Рождества. Люди придавали огненному празднику с кострами, свечами и огненными змеями символическое значение. Считалось, что такой праздник поможет Солнцу преодолеть границу и удлинить день».

Исторический словарь: В древнерусской языческой мифологии божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух, злое божество скотского падежа В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун» День языческого почитания Карачуна (21-22 декабря) приходился на день зимнего солнцеворота, один из самых холодных дней зимы По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.

Интересно, что если на Руси жгли колесо и пускали с горы, то в Китае традиционно день зимнего солнцестояния отмечают, почитая предков и при этом жгут символические деньги, как бы переправляя их своим предкам в потусторонний мир с помощью огня. Традиционно считается, что сжигать настоящие может принести несчастье, поэтому  жгут «фальшивки» Кита́йские ритуа́льные де́ньги (кит. 冥幣,陰司紙、冥鈔 — буквально Деньги преисподней, также Деньги загробного банка).

Этот день в древнем Китае традиционно считался счастливым, так как с этого времени поднимается «мужская сила природы» — ян прибывает. Император традиционно выезжал для торжественных ритуалов, а  простые люди приносили дары предкам. В этот день совершались жертвоприношения в честь «чудесного чиновника Ван» — Ван Лин-Гуань (другое имя — Ван Шу Хо-фу тяньцзян «небесный полководец управы огня Ван Шу»). В китайской даосской мифологии это один из 36 небесных полководцев (тяньцзян), страж дворца небесного нефритового страж дворца небесного нефритового государя Юй-ди, а также охранитель дверей храмов. Его статуи ставятся у наружных ворот даосских (иногда буддийских) храмов, он изображается краснолицым, трёхглазым с кнутом или сучковатой палкой в руке, чтобы отгонять злых духов. Одеяние на статуе меняют каждые три месяца, а раз в три года что-нибудь из его платья сжигают и заменяют новым, богато украшенным раз в десять лет вся одежда сжигается целиком. Этот обычай был особенно распространён в 15-17 вв.

В настоящее время в этот день также принято чтить память предков, используя для жертвоприношения танъюань — отваренные шарики из рисовой муки. На Тайване сохранилась традиция в праздник Дунчжицзе приносить предкам в жертву девятислойное пирожное. Из рисовой муки замешивают тесто, лепят из него фигурки черепах, поросят, коров, овец и других животных, символизирующих счастье. После ритуала жертвоприношения устраивают банкет.

В 20- веке многие традиционные праздники в Китае были запрещены, однако сейчас их разрешили отмечать. И 22 декабря, в Китае люди совершают ритуал почитания предков, сжигая символические деньги.

Анна Зайцева, декабрь 2010



Оставить комментарий или два